Бросаем фирму добровольно

Бывают случаи, когда руководитель компании принимает решение закрывать фирму. Оно может быть вызвано разными факторами, в том числе и выявлением различных нарушений проверяющими органами. Не всегда государство позволяет бизнесу стабильно и спокойно развиваться на рынке.

Бывают случаи, когда руководитель компании принимает решение закрывать фирму. Оно может быть вызвано разными факторами, в том числе и выявлением различных нарушений проверяющими органами. Не всегда государство позволяет бизнесу стабильно и спокойно развиваться на рынке. Среди основных причин закрытия компании:

  • наличие долгов перед государственным бюджетом;
  • плохое состояние бухгалтерии или неправильная документация;
  • желание получения разрешения на прощение недоплаченных налогов;
  • желание открытия нового бизнеса.

В таких случаях возможно продать фирму конкурентам, распродать имущество. Предприниматели могут самостоятельно провести процедуру ликвидации или обратиться в соответствующие органы. Это поможет без особых потерь закрыть бизнес и уйти с рынка товаров и услуг.
Рассмотрим каждый способ подробнее
 

Ищем альтруистов

В каждом предлагаемом методе есть сложности и преимущества. Один из самых быстрых и прямых способов избавиться от фирмы – ее продать самостоятельно или через специальную организацию. При выборе этого варианта оформляется договор о купле-продаже акционных частей уставного капитала, после чего меняются учредители компании, генеральные директора, главные бухгалтеры, а на их место приходят новые сотрудники. Все изменения обязательно фиксируются в учредительных договорах. В течение десяти дней после проведения реорганизации необходимо сообщить об изменениях в налоговую организацию в соответствии со статьей 84 Налогового Кодекса.
Когда заключается договор купли-продажи акций, на счету компании не должно быть финансовых средств, материальное имущество выводится из действующего оборота. Это необходимо, так как после завершения продажи нельзя воспользоваться капиталом или имуществом.Есть несколько способов избавиться от «лишних» денег на счету:
  • незаконный – перевод средств в однодневную фирму, который должен быть связан с выплатой за услуги или работы для компании;
  • законный – менее рискованный метод, который заключается в выплате дивидендов учредителям компании при накоплении нераспределенных доходов. Это экономичный вариант с налоговой точки зрения, при котором требуется только заплатить налог на доходы физлиц по минимальной процентной ставке в 6%. Также возможно оформить материальную помощь сотрудникам организации, с которой платится всего 13 процентов налога на добавочную стоимость.
Имущество организации также возможно продать с помощью однодневных компаний. В этом случае требуется оплатить налог на прибыль и добавочную стоимость. Многие фирмы высчитывают НДС кассовым способом, а вот налог на прибыль методом начисления. На добавочную стоимостьплатить налог не придется, если покупатель не будет перечислять деньги предпринимателю. Чтобы не пришлось выплачивать налог на прибыль, имущество требуется отдать по себестоимости, а по остаточной стоимости – средства. Благодаря такой схеме доходы от продажи не превысят расходов, поэтому не появится и прибыли, облагаемой налогами.
После того, как компания была продана, все права на нее перейдут к новым руководителям. Теперь за совершенные ошибки прежней фирмы будут отвечать новые генеральные директора и главные бухгалтеры. Такой способ бросить компанию подойдет тем фирмам, у которых не имеется долгов перед кредиторами и бюджетом. В другом случае практически невозможно найти покупателя вашей организации.

Заплатите и спите спокойно

Ещё один популярный вариантприкрыть фирму – ликвидация. Этим процессом предприниматель иногда занимается самостоятельно, но основную работу будет выполнять главный бухгалтер. Именно этот сотрудник эмоционально переживает выездные проверки в налоговых органах и составляет основной ликвидационный баланс. Вся процедура занимает минимум пол года и больше, проводится в порядке, установленном законодательными органами власти в Гражданском Кодексе по статьям 61-65 и в седьмой главе закона о государственной регистрации юридических лиц.

Рассмотрим случай, в которым учредитель решает самостоятельно провести ликвидацию. Для этого требуется сначала создать решение учредительных лиц на специальной форме, которая была согласована Правительством Российской Федерации постановлением от 19.06.2002 г. При этом сразу организуется комиссия, в состав которой обязательно входят учредитель компании, главный руководитель и главный бухгалтер. Именно эта комиссия сдает всю оформленную отчетность и выплачивает налоги закрывающейся организации. После принятия решения о ликвидации и закреплении состава необходимо поставить в известность налоговую в течение 3-х дней. После получения уведомления проводится выездная налоговая проверка назначенными инспекторами.

Следующий момент – поместить в печатных изданиях публикацию о завершении деятельности фирмы, в котором указывается название организации, датарешения, имена всех членов комиссии и налоговый номер. Также требуется указать сроки, в рамках которых кредиторы смогут предъявить претензии. Они появляются в течение 2-х месяцев с момента написания публикации. После этого бухгалтер должен оповестить кредиторов и дебиторовписьменно о ликвидации вашей организации. В течение указанного срока необходимо полностью рассчитать работников, уволить их и провести окончательную инвентаризацию.
По прошествии двух месяцев с даты опубликования объявления необходимо начать оформлять ликвидационный баланс. В нем указывается информация о составе имеющихся активов, пассивов организации, стоимость имущества, общую сумму по дебиторским и кредиторским задолженностям.

Учредителями общества утверждается промежуточный баланс, на основании которого выплачиваются долги кредиторам:

  1. руководство возмещает причиненный здоровью и жизни людей вред;
  2. выплачивается заработная плата и выходное пособие сотрудникам организации;
  3. приходит очередь кредиторов, у которых требования обеспечиваются залогом;
  4. погашают налоговые долги и сборы.
После погашения задолженностей по счетам компания снимается с учета в налоговой в течение 14 дней с момента получения заявления о прекращении деятельности организации. К моменту завершения всех налоговых проверок выдается документ о согласовании баланса, а затем требуется закрыть банковские счета компании и уничтожается главная печать фирмы.
После уплаты госпошлины в размере двух тысяч рублей, составления ликвидационного баланса, получения выписки из государственного реестра о закрытии бизнеса можно больше ни о чем не беспокоиться. При выполнении всех правил процедура ликвидации проходит без проблем. Такой способ подойдет честным компаниям, которые чисто вели бизнес, платили необходимые налоги и не имели задолженностей по кредитам. При возникновении проблем с бухгалтерией или налоговыми службамивозможно выплатить долги из своего кармана или обратиться в судебные инстанции для признания в банкротстве. Процесс занимает меньше времени, не требует усилий. Только тогда организация будет считаться полностью ликвидированной, а долги кредиторов – погашенными. Это самый простой способ для компании завершить деятельность.

Не все то золото, что блестит

Для закрытия фирмы необходимо пройти процедуру ликвидации предприятия, порядок которой строго определен законодательством. Эти процедуры затратные, длительные и требуют пакета документации.
Но если нет времени самостоятельно проходить все процедуры - воспользуйтесь услугами фирм, которые обеспечивают ликвидацию компаний и предприятий. Такие организации предлагают юридическую поддержку в течение  периода закрытия, услуги по ликвидации юрлиц, проводят закрытие фирм в сложных случаях - с долговыми обязательствами, при банкротстве, при реорганизации, а некоторые даже дают гарантию положительного результата в короткие сроки.
Это самый легкий способ ликвидировать фирму, но и стоимость - немаленькая. Цена услуг варьируется от нескольких сотен долларов до пятизначных чисел, но средняя стоимость полной ликвидации юрлица в Москве – 500 долларов.
На стоимость услуг влияет много факторов:
  1. долговые обязательства,
  2. банкротство,
  3. кредитные задолженности,
  4. следственные действия по подозрению в финансовых и налоговых махинациях,
  5. судебные процессы.
Кроме услуг фирмы, возможно, придется оплатить и "дополнительные расходы".

Услуги фирм-ликвидаторов снимают хлопоты, но есть и опасности мошенничества при обращении в стороннюю структуру. Высок шанс, что нечистые на руку дельцы предоставят вам фальшивую или неверно оформленную документацию.
Если проведение процедуры закрытия предприятия слишком хлопотно, и вы решили воспользоваться услугами посредников, обращайтесь к надежным и проверенным компаниям.
Разузнайте, кто пользовался такими услугами и к кому они обращались. Если в вашем окружении нет таких людей - поищите информацию в сети, на тематических форумах, в каталогах компаний.
При выборе компаний обратите внимание на такие нюансы:
  • сколько лет работает фирма;
  • отзывы о работе организации;
  • наличие лицензии и документации.
Фирмы-мошенники  не могут длительное время работать в одном месте и не имеют должной деловой репутации.
Популярной схемой закрытия предприятия с долговыми обязательствами является реорганизация - документально проводят слияние предприятия с фирмой, распложенной в другом регионе. Эта компания-однодневка оформляется на подставное лицо и к ней переходят все долговые обязательства. Бывший владелец получает на руки договор о слиянии и необходимый пакет документации. Через несколько месяцев бывший владелец  освобождается от  долговых обязательств и фактически не имеет никакого отношения к деятельности предприятия. Полная ликвидация проблемной фирмы обойдется в 1400 долларов без учета "дополнительных расходов".

Нужна бдительность и только

Этот способ ликвидации не совсем законен, поэтому есть риск попасть в поле зрения госслужб. Такое решение подходит только для мелких фирм, деятельностью который не заинтересуется налоговая и не подаст запрос в другие регионы. Крупных игроков налоговая служба находит без особых усилий и контролирует все операции. Если налоговая служба докажет фиктивность слияния, сделку признают незаконной и аннулируют, а владельцу выдвинут обвинения в уклонении от налогов, мошенничестве.

Есть другой вариант ликвидации предприятия с задолженностью - компанию продают подставному лицу. И не всегда вас поставят в известность всей схемы. Скорее всего, предложат даже подписать бумаги, согласно которым  ответственность несет новый владелец или гендиректор. Но этот документ не несет никакой юридической силы и его признают незаконным, ведь нести ответственность должен тот, кто руководил предприятием, а не посторонний человек, который получил право владения позже. Часто в качестве таких подставных лиц выбирают людей неуравновешенных или психически больных, на которых оформляют  десяток фирм и компаний. В последнем случае, такой человек признается недееспособным и все сделки аннулируются. Владелец компании, которую ликвидируют, понесет ответственность еще и за это. Проконсультируйтесь дополнительно с юристом и опишите вариант развития событий, чтобы узнать все риски.

Но если правильно оформить договор с компанией-ликвидатором, то всю ответственность о фиктивных сделках можно переложить на них, если неправомерность продажи или реорганизации вскроется. Для этого в договоре необходимо указать точно род услуг – «ликвидация компании». Часто фирмы-мошенники указывают в качестве своих услуг юридическую помощь или консультацию, оформление договоров купли-продажи. При передаче документации фирме-ликвидатору составьте акт, где указан весь перечень документов - в таком случае вся ответственность ляжет на них.
Кроме того, оплачивайте их услуги только по завершению всей процедуры, когда вы получите на руки договор о ликвидации вашей организации и удостоверитесь, что не являетесь ее владельцем.
После закрытия фирмы потребуйте себе документацию, которая подтверждает ликвидацию фирмы - уведомление из налоговой об исключении вас из госреестра и копии новых учредительных документов.
Это подтвердит, что вы исключены из госреестра и не являетесь владельцем предприятия.