Бухгалтерия чужими руками

Журналы и сайты в Интернете пестрят объявлениями: "Оказываем услуги по ведению бухгалтерского учета. Все проблемы связанные с отчетностью и общением с налоговыми инспекторами возьмем на себя". Что же скрывается за столь заманчивыми заголовками?

Предложения взять на себя все заботы бухгалтера появились на Российском рынке со времен перестройки. Называют их сейчас по-разному: абонентское бухгалтерское обслуживание, дистанционная бухгалтерия и даже аутсорсинг. Хотя спросом на такие услуги в основном пользуются фирмы без штата бухгалтерии, в некоторых случаях они будут полезны и вам. Воспользоваться такими услугами могут бухгалтера фирм, которые хотят оставить за собой функции исключительно главбуха. Всю остальную работу будут делать сотрудники обслуживающей конторы. На самом деле это удобно. К примеру, вы только собираете первичку и оформляете отчетность по данным, представленным другими специалистами, учить которых не надо. Более того. Если вы пришли на новую фирму с большим документооборотом, подумайте что вам лучше и выгодней: заниматься поиском дополнительных сотрудников или привлечь стороннюю организацию. Тем более, что зарплата одного-двух своих бухгалтеров сравнима с ценами на "интеллектуальные" услуги. При этом, если руководитель принял решение отдать всю бухгалтерию посторонним, без бухгалтера ему все равно не обойтись. Ведь в любом случае надо собирать первичку, следить за правильностью ее заполнения, работать с банком. Вряд ли перспектива все это делать самому порадует его. К тому же всегда полезно иметь рядом человека, который бы разбирался бухгалтерии и держал руку на пульсе.

Выбирай - не хочу

Предлагающих вести бухучет довольно много: это юридические, консалтинговые и аудиторские конторы. Лицензия на эти услуги не нужна. Нужны клиенты. Очевидно, что главным критерием для выбора обслуживающей фирмы является соотношение "цена-качество". Если узнать цену "интеллектуальных" услуг довольно просто, то их качество сразу определить не удастся. Дадим пару простых советов. Прежде всего, ориентируйтесь на отзывы клиентов, а лучше своих знакомых. Если таких отзывов нет, то выбирайте компанию, о которой вы слышали. Желательно чтобы эта услуга стояла у фирмы на "конвейере". Поэтому поинтересуйтесь, как давно фирма занимается ведением учета, сколько специалистов в ней работает, какое количество клиентов она обслуживает. Чем их больше, тем лучше. Также попросите телефоны клиентов, узнать, довольны ли они их работой. Это нормально. Если фирма надежная и с опытом, ей бояться нечего.

За и против

Заключив договор на ведение учета, фирме не понадобится штат бухгалтеров. Да и главбух фирмы сможет заняться более полезными вещами, нежели контроль за работой подчиненных: планированием себестоимости, разработкой бизнес-плана, анализом доходов и расходов, подготовкой финансовых отчетов. Давайте оценим экономию. Итак, фирма не будет тратить деньги на оргтехнику, компьютерные программы, мебель для отдела бухгалтерии. Значит и расходов по обслуживанию всего этого, не возникнет. Да и само помещение будет не нужно. К тому же организация сэкономит на едином социальном налоге с целого бухгалтерского штата. Работать сторонняя бухгалтерия будет без отпусков и больничных. А затраты по ведению учета, фирма включит в расходы уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Да еще и НДС с этих услуг возместит. Что касается качества оказываемых услуг - это вопрос не однозначный. Вести учет на вашей фирме могут поручить как грамотному специалисту, так и работнику на испытательном сроке. Если услуга по ведению бухучета поставлена на "широкую ногу", то все возникающие спорные вопросы специалисты решают сообща. Чего не скажешь о штатных бухгалтерах, которые принимают решения в одиночку на свой страх и риск. К тому же не стоит забывать, что за бухучет исполнитель возьмется в любой момент, когда у фирмы в этом возникнет необходимость. А это дает возможность сэкономить время на поиске подходящих бухгалтеров и ввод их в курс дела. Цены на услуги "аутсорсинговых" фирм зависят от количества документов, которые надо обрабатывать. Естественно, сыграет свою роль и ее престиж. В среднем цены за ведение бухучета по Москве колеблются от 150 (за нулевой баланс) до 2100 долларов США (обработка до 1000 документов) в месяц.

Как подстраховаться?

Всех бухгалтеров беспокоит то, что однажды придет налоговая проверка и насчитает штрафы и пени. А платить придется не в чем не виновной фирме. Чтобы получить хоть какую то уверенность в том что, наделав ошибок, такая фирма не улизнет от ответственности советуем повнимательнее прочитать пункт договора "Ответственность сторон". Обычно там указано, что "за неисполнение или некачественное выполнение услуг по своей вине, исполнитель несет полную ответственность в размере причиненного ущерба. Заказчик в свою очередь имеет право потребовать возмещение понесенных трат по вине исполнителя". Если такие условия в договоре соблюдены, считайте, что часть дела сделана. Остается попросить включить в договор фразу о том, что "в случае обнаружения ошибок по вине Исполнителя, он будет обязан возместить ущерб, оцененный налоговой инспекцией в сумме штрафов и пеней". Самое сложное будет доказать, что именно по вине "внештатной бухгалтерии" фирму оштрафовали. Для этого необходимо четко следить за передачей на обработку и сохранностью "первички". Когда вы будете ее отдавать оформляйте акты приема-передачи. Это необходимо, чтобы подтвердить соблюдение всех сроков передачи документов их достоверность и, при необходимости, потребовать возмещения убытков с виновника.

Внимание

Налоговый консультант ЗАО "Госросаудит" Крамченко И.Е. "Вопрос с ответственностью намного сложнее, чем может показаться с первого взгляда. Дело в том, что зачастую инспекция штрафует по спорным вопросам: не включили некоторые суммы в доход или же якобы не обоснованно завысили расходы фирмы и т.д. За любые "проколы" аутсорсинговой фирмы ответственность перед налоговиками будет нести исключительно ваша фирма. Разумеется, после уплаты штрафа вы потребуете компенсировать убытки. Основанием для этого будет договор с обслуживающей фирмой, где оговорена ее ответственность. Однако доказать, что вашу фирму оштрафовали именно из-за ошибки, будет не просто. Ведь зачастую ошибку в учете "аутсорсинговые спецы" смогут вам обосновать и привести разные аргументы: от опубликованных мнений Минфина до мнений налоговых инспекций других городов. Совсем же другое дело обосновать ее своим инспекторам. Поэтому от ваших обвинений они могут отмахнуться и сказать, что учет велся правильно, надо было не платить штраф, добиваться своего и, наконец, судится. И не надо поддаваться на удочку мол "Наша ответственность застрахована в РОСНО на 100 000 долларов США". Решать кто прав, а кто виноват, в конечном счете придется судье. Однако, если вам такие услуги оказывает аудиторская компания, то есть достаточно эффективный прием, который поможет вернуть деньги списанные инспекцией. Как правило, чтобы руководитель стал сговорчивее, ему достаточно намекнуть, что вы собираетесь обратиться в Минфин с просьбой отозвать у фирмы лицензию...". С.Демчева
Журнал «Практическая бухгалтерия» 2003 г
www.berator.ru