Главбух тоже человек, ему свойственно ошибаться. Но делать это надо по-хитрому. Исправить недочет до того, как его кто-то заметит, - великое дело! Поможет в этом система внутреннего контроля, преимущества которой обсуждали на недавнем семинаре в Москве.
Любой главный бухгалтер заинтересован в том, чтобы во вверенных ему владениях был идеальный порядок. По мнению начальника отдела аудита компании Елены Дороховой, его может обеспечить только грамотно построенная система внутреннего контроля. Она в свою очередь исключит преднамеренные искажения в учете и сократит случайные ошибки в бухучете.
Лектор выделила целый ряд типовых недочетов, которые ведут к серьезным последствиям. Остановимся на них подробнее. Прежде всего Елена Дорохова отметила, что сотрудники и администрация многих компаний не знают основных положений учредительных документов (устава, решений учредителей и т. д.). А ведь в них прописана компетенция руководящего состава (генерального директора, общего собрания учредителей, совета директоров и т. п.). Но так как на практике эти положения никто не соблюдает, результат порой может быть плачевным: не исключены заведомо незаконные решения и действия фирмы.
К примеру, в соответствии с уставом на договорах, сумма которых более 100 тысяч рублей, кроме подписи генерального директора должны стоять и подписи всех учредителей общества с ограниченной ответственностью.
Также бывают случаи, когда главные бухгалтеры формально относятся к разработке учетной политики. А ведь это одна из их основных обязанностей! Учетную политику утверждают приказом руководителя (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету № 1 «Учетная политика организации»). К документу желательно приложить положение о бухгалтерской службе предприятия, должностные инструкции специалистов бухучета. На многих предприятиях неэффективно организована договорная работа. Сюда Елена Дорохова отнесла несколько наиболее часто повторяющихся нарушений.
Во-первых, в компании имеются договоры, подписанные гендиректором, и в то же время другие документы показывают, что в данный момент тот находился в командировке или отпуске.
Во-вторых, договоры заключают сотрудники, у которых нет на это полномочий. Например, у работника, который имеет определенные права по доверенности, она просрочена.
В-третьих, договор не завизировали, хотя такое правило предусмотрено внутренними инструкциями компании. В-четвертых, бухгалтер не отслеживает исполнение договора. В ситуации, когда контрагент не соблюдает сроков выплаты долга, а фирма не начисляет штрафные санкции.
Некоторые бухгалтеры принимают к учету неоформленную первичку. Скажем, на ней отсутствуют подписи или дата составления. Лектор уточнила, что документы нужно создавать своевременно: как правило, в момент совершения операции. К тому же они должны содержать достоверные данные.Чтобы у налоговых инспекторов не возникало вопросов по поводу ваших первичных документов, надо указывать в них обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. - Прим. ред.).
Кроме полного содержания хозяйственной операции главбуху следует написать его измерители в натуральном и денежном выражении.
В первичке, напомнила лектор, обязательно должны быть наименование документа, дата его составления, название фирмы, а также фамилии и подписи сотрудников, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления. Нередкая ситуация, когда в бухгалтерских бумагах присутствуют «чужие» документы либо несколько вариантов первички.
К сожалению, довольно часто фирма организует инвентаризацию формально. Бухгалтеры, составляющие акты, не проводят сверки расчетов с контрагентами, ревизии кассы при смене кассира. «Инвентаризация, ревизия, аудит, анализ эффективности и отчетности - вот те немногие мероприятия, которые необходимо проводить в любой компании регулярно», — акцентировала внимание аудитории Елена Дорохова.
В ряде компаний отсутствует часть бумаг, необходимых для нормального документо-оброта. В частности:
После составления графика документооброта Елена Дорохова советует главбуху ознакомить всех работников с тем, как правильно оформлять первичные бумаги и в какие сроки представлять их в бухгалтерию.
Причем в этом вопросе требования должны быть обязательны для всех сотрудников организации. Лектор отметила, что без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными. Правда, на практике случается, что между руководителем и главбухом по поводу отдельных хозяйственных операций возникают разногласия.
В такой ситуации, предупредила Елена Дорохова, документ принимают к исполнению по письменному распоряжению гендиректора, который и несет ответственность за последствия.
Светлана Ларина
Московский бухгалтер