Родина бухучета

Итальянское правительство изо всех сил стремится заставить предпринимателей платить хоть какие-нибудь налоги. А для самих бизнесменов делом не только выгоды, но и чести стало от этих налогов уклониться. Ведь в Италии считают, что налоги страшнее знаменитой местной мафии - коза ностра.

Furbo – пример для подражания

По мнению самих же итальянцев, все усилия чиновников, которые пытаются заставить сограждан честно платить налоги, противоречат национальному характеру. Ложь в крови у итальянцев. При этом повод к обману совершенно не важен. Если итальянца останавливает полицейский за превышение скорости, то тот не моргнув глазом говорит, что у него дома рожает жена и он должен как можно скорее отвезти ее в больницу. Ловкач (furbo) пользуется уважением окружающих и является примером для подражания. Правду говорить следует лишь в самых исключительных случаях – эту истину итальянцы запоминают с детства. Поэтому неудивительно, что уклонение от налогов стало в Италии своеобразным национальным видом спорта. По сведениям итальянских экономистов, около трети всей хозяйственной деятельности в стране ведут нелегально. Естественно, такие операции нигде не учитывают и налоги с них не платят. Работают «налево», по-русски говоря, халтурят все: водопроводчики, зубные врачи, чиновники. Другие пути ухода от налогов предлагает итальянская мафия, которая тоже не дремлет и получает свои доходы от продажи наркотиков, контрабанды табака и содержания притонов. К этому могут быть причастны вполне приличные с виду чиновники, причем высокого ранга. Кроме того, они, как и их коллеги во многих странах, охотно берут взятки. Периодически в Италии устраивают «охоту на ведьм» и судят таких чиновников, но это помогает мало. Да и надо ли: хотя страна несколько десятилетий формально находится на грани банкротства, представители самых разных профессий ухитряются иметь по два дома, скаковых лошадей и яхты, заявляя при этом о своих доходах в размере прожиточного минимума. Частенько сотрудники фирм по документам получают больше владельцев компаний. И в масштабе целой страны бороться с этим сложно. Итальянские власти пришли к выводу, что не стоит гоняться за хитрыми и изворотливыми неплательщиками налогов. Гораздо проще время от времени проводить амнистии для незаконно нажитых или вывезенных из страны капиталов. Например, недавняя амнистия для ушедших из страны денег позволила не только вернуть в национальную экономику более 40 миллиардов евро, но и получить 1,31 миллиарда евро в виде налогов. Налог на амнистируемый капитал составил 2,5 процента. Успеху этого мероприятия способствовал и тот факт, что все данные о возвращенных в страну капиталах были конфиденциальны.

«Семья» по-итальянски

Как в крупном, так и в мелком бизнесе в Италии очень важна семейственность. Влиятельнейшие семейства держат контрольные пакеты акций таких всемирно знаменитых марок, как Пирелли (покрышки), Де Бенедетти (компьютеры), Берлускони (телевидение), Бенеттон (одежда). Соответственно на работу стараются принимать «своих». Та же картина и в мелком бизнесе, например во многочисленных аналогах российских ООО – так называемых S.r.l. (Sоsieta’ a responsabilita’ limitata). Предприятия этой формы собственности – основа экономики Италии. В них должно работать не более 250 человек, а годовой оборот не может превышать 27 миллионов евро. Выставленный на продажу работающий бизнес, как крупный, так и мелкий, для Италии – редкость, что придает ее экономике не только устойчивость, но и патриархальность.

Типичная фирма

Туристы, которые часто бывают в Риме, обязательно заходят в семейный ресторанчик «Ла Сагрестиа», расположенный в самом центре исторической части города. Владелец получил его по наследству. Сейчас на фирме трудятся в общей сложности 12 человек: восемь совладельцев-родственников и четыре повара, работающих по найму. Повара не являются гражданами Италии, хозяин платит им около 900 евро в месяц – раза в 3 меньше, чем запросил бы итальянец. Конечно, «своим» владелец доверяет гораздо больше. Именно они следят за чистотой и порядком в зале, общаются с клиентами, ведут бухгалтерию. Наемным рабочим пришлось бы оплачивать страховку, предоставлять обязательные выходные дни и отпуска. С близкими всегда можно договориться, претензий к собственным родственникам обычно никто не выставляет. За сверхурочные владелец ресторана щедро доплачивает. Кроме того, отданные им за работу деньги так или иначе остаются внутри семьи. По такому принципу функционируют фирмы по всей Италии.

Перемудрили

Налоговая система в Италии достаточно громоздкая. Дело в том, что когда ее реформировали, то постарались учесть все возможные ходы и лазейки, которыми могут воспользоваться предприимчивые итальянцы, чтобы снизить налоговое бремя. К первоначальному своду налоговых законов было принято немало поправок, дополнений, пояснений. В результате, чтобы помешать согражданам заниматься «национальным видом спорта», чиновники создали столь запутанную систему, что понять ее могут зачастую только налоговые консультанты. Эта профессия в Италии по понятным причинам популярна и прибыльна. Ведь только налоговая декларация содержит не один десяток листов и требует для заполнения нескольких часов. Многие, отчаявшись в ней разобраться, обращаются к консультанту. Популярность их услуг такова, что только доход частнопрактикующих врачей превосходит доход, получаемый налоговыми консультантами. Чтобы работать по этой специальности, нужно окончить экономический вуз и сдать экзамен на профпригодность.

Суд – это не страшно!

Из-за запутанности налогового законодательства возникает немало спорных вопросов в его применении. Их приходится разрешать через суд. Как ни странно, судьи чаще принимают решения в пользу фирм. А все дело в том, что в статье 8 Закона «О порядке рассмотрения споров о взимании налогов» сказано следующее: «Налоговые комиссии должны отменять санкции, примененные к налогоплательщику, если совершенное им нарушение объясняется объективной неопределенностью нормативных положений». Из-за этой статьи государство проигрывает до 90 процентов всех налоговых споров. Особенно много «неопределенностей» в порядке начисления НДС и подоходного налога. Раньше итальянцы любили пересылать свои неразрешенные тяжбы из инстанции в инстанцию годами, до тех пор, пока на соответствующее нарушение не выйдет очередная амнистия или пока сумма выплаты не будет существенно снижена. Этот способ ухода от налогов пресекли в 1996 году. Чиновники издали закон, по которому подающая апелляцию фирма в обязательном порядке должна прибегать к услугам адвоката или налогового консультанта. А все издержки по делу несет сторона, которая будет признана виновной. Сразу же количество исков по налоговым спорам резко сократилось. Если же ситуация представляется совсем уж безвыходной, то налоговики и фирма заключают мировое соглашение, предусматривающее уступки с обеих сторон.

Найди десять отличий

Но, несмотря на нелюбовь к налогам, все S.r.l. так или иначе вынуждены делиться с государством. Они платят несколько основных налогов. Налог на добавленную стоимость (I.V.A.) – имеет три ставки: 4, 10 и 20 процентов. Максимальная ставка принята для дорогих товаров (ювелирных изделий из золота и платины, автомашин, аудио- и видеотехники). На отдельные продовольственные товары (свежее молоко, сливочное и оливковое масло, сыры, муку и т. д.), а также на печатную продукцию и издательские услуги НДС составляет 4 процента. А вот мясо, рыбу облагают налогом в размере 10 процентов. Корпоративный налог (IRPEG) фирмы платят с прибыли. Налог может быть уменьшен на сумму затрат, которые прописаны в законе. Это, например, расходы на заработную плату, приобретение нового оборудования и технологий, поиск новых рынков сбыта и т. д. И хотя ставка этого налога довольно высока – 34 процента, из-за всех вычетов сумма, приходящаяся на IRPEG, оказывается совсем небольшой. Платят налог частями: 40 процентов до 31 мая вместе с подачей декларации по налогу за предыдущий год, а остальные 60 – до 30 ноября. Еще один налог – на прибыль (IRAP), его ставка – 4,25 процента. Его берут из прибыли, не уменьшенной на зарплату, вознаграждения работникам и прочие выплаты физическим лицам. В Италии, как и во многих других странах, есть налог на доходы физических лиц – индивидуальный подоходный налог. Его рассчитывают по регрессивной шкале: чем выше доход, тем больше налог. Ставка варьируется от 23 до 45 процентов. Самые большие поступления в итальянский бюджет дает именно подоходный налог, а также НДС. В сумме они составляют более 50 процентов всех налоговых поступлений. Среднестатистическая итальянская фирма отдает государству примерно половину выручки. Лишь первые три года работы компании пользуются налоговыми льготами, позволяющими встать на ноги. А дальше фирмы руководствуются национальной поговоркой: государство существует для того, чтобы его обманывать.

Потомки Луки Пачоли

В итальянском налоговом законодательстве есть замечательная особенность, которой позавидуют российские бухгалтеры: в этой стране запрещено менять порядок налогообложения после утверждения бюджета на будущий год. То есть итальянским бухгалтерам по крайней мере в течение года не приходится ждать от законодателей сюрпризов. Небольшие итальянские фирмы не могут себе позволить содержать в штате бухгалтера. Они лишь ведут учет доходов и расходов, а всю работу по заполнению деклараций делают счетоводы независимых компаний – dottore commercialista. Фирма заключает договор на регулярное и постоянное бухгалтерское обслуживание, которое включает в себя ведение и учет коммерческих, финансовых и хозяйственных документов компании, составление и подачу текущих и годовых налоговых форм и деклараций, а также балансов. За такое комплексное обслуживание фирмы платят ежемесячно фиксированную сумму, которая не зависит от того, была у компании в этом месяце реальная деятельность или нет. Редко когда фирмы сами ведут текущую бухгалтерскую работу. Но и в этом случае они обращаются за помощью к dottore commercialista при составлении годовых баланса и деклараций. Баланс итальянские бухгалтеры сдают 1 раз в год, однако отчеты по отдельным налогам представляют в зависимости от оборота ежеквартально или ежемесячно. Даже если фирму обслуживает dottore commercialista, работодатель обычно сам вычитает из жалованья своих служащих подоходный налог и перечисляет его в бюджет. В конце отчетного периода, который составляет один месяц, владелец компании заполняет форму «101» и представляет ее для контроля налоговикам. Кстати, эта форма породила немало споров: ведь наемный работник не имеет возможности обмануть государство, недоплатив ему налогов. А предприниматели этой «привилегией» активно пользуются, вписывая в документ выгодные им суммы. Такая чисто бухгалтерская работа итальянским предпринимателям вполне по силам. Если в России фирму может открыть практически любой человек, были бы желание и некая сумма денег, то в Италии, чтобы стать владельцем собственной компании, надо иметь профильное образование и опыт работы в данном направлении.

Заплати налоги и пой спокойно

За уклонение от уплаты подоходного налога итальянский парламент ввел наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Всемирно известному тенору Лучано Паваротти, которого уличили в уклонении от уплаты налогов, удалось отделаться штрафом, правда, весьма солидным. Его не спасло даже то, что он является жителем Монте-Карло, своего рода оффшорной зоны. А вот великой Софи Лорен за такой же проступок пришлось посидеть в тюрьме, да еще в компании женщин легкого поведения. Ей как злостной неплательщице въезд в Италию был категорически запрещен, но она отнеслась к этому легкомысленно и поплатилась таким не «звездным» приключением. Зато премьер-министр Италии Сильвио Берлускони может служить примером для всех налогоплательщиков своей страны. По данным итальянских журналистов, он ежедневно платит в казну около 1,4 миллиона евро налогов. В год выходит примерно 500 миллионов. Впрочем, это неудивительно: Берлускони является одним из самых богатых людей планеты.

Мы славно поработали...

График, по которому трудятся итальянцы, сильно отличается от того, к которому привыкли россияне. Например, банки обычно работают с половины девятого утра до половины второго дня, затем они закрываются на послеобеденную сиесту и открываются в три часа всего на час. Чиновники в этой стране в отличие от банкиров любят поспать. Государственные организации открыты с половины десятого до половины первого, потом все отдыхают и приступают к работе только в половине четвертого с тем, чтобы в полседьмого отправиться по домам. В таком же режиме работает и большинство итальянских фирм. Так что российским бухгалтерам с их вечерними бдениями и работой по выходным остается только завидовать итальянским коллегам, которые, мягко говоря, не перетруждаются. Бывает, что рабочий день итальянского счетовода продолжается с восьми утра до половины восьмого вечера с получасовым перерывом на обед. Однако трудиться столь напряженно истинный итальянец будет только за очень приличные деньги.

Деньги не пахнут

Римский император Веспасиан долго наводил порядок в налоговой системе Италии, которая во время правления его предшественника Нерона пришла в упадок. Он пытался извлечь выгоду отовсюду и в том числе ввел налог на пользование общественными уборными. Тогда-то и появилось выражение «деньги не пахнут». В результате его реформ денег в казне набралось так много, что он смог начать строительство Колизея.

Итальянские бухгалтеры гремят на весь мир

Титул «Мисс Италия – 2002» выиграла Элеонора Педрон, 20-летняя бухгалтер из Падуи. Бухгалтером оказался и король итальянских рогоносцев – 40-летний Онорато С., которого в том же 2002 году выбрали в присутствии пяти тысяч человек на фестивале в Роккагорджи. Жена обманывала бедного счетовода раз в неделю и не скрывала этого.

У истоков бухучета

Бухгалтерия в ее современном виде зародилась как раз в Италии. Первым научным трудом на эту тему считается сочинение венецианца Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», напечатанное в 1494 году. В нем впервые описан принцип двойной записи. Однако есть сведения, что гораздо более совершенные системы счетоводства применяли еще за 100 лет до Пачоли купцы других итальянских городов. Со временем их принципы учета были забыты и заново открывались уже в XIX веке.

Из истории

Есть забавная история о том, как город Триест в 1918 году переходил из состава Австро-Венгрии в состав Италии. Тогда его население честно заплатило все налоги, которые потребовало с него новое правительство. Налоговое управление Италии восприняло эту аккуратность по-своему и немедленно увеличило все ставки вдвое. Власти посчитали, что ни один человек не станет платить более половины того, что должен. Такова национальная особенность итальянского налогообложения.

Церковь и налоги

В средние века итальянским крестьянам помогал уходить от налогов... папа римский. Крестьянин мог подарить свою землю церкви и платить с нее налог не государству, а папе. Причем этот налог был значительно ниже государственного. Когда землю у церкви все-таки конфисковали, налоговые поступления в казну государства выросли в 17 раз.