Главбух в квадрате

Главбух, ведущий учет одновременно в нескольких организациях, для столицы не редкость. Рано или поздно многие счетные работники малых предприятий решают попробовать свои силы «на стороне».

Работа в столичном малом бизнесе имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, единственный счетный работник небольшой фирмы, как правило, избавлен от необходимости вести развернутую номенклатуру, например, товаров или материалов. У него нет подчиненных, а значит, и необходимости контролировать их работу. В этом случае бухгалтер может свободно распоряжаться своим временем или даже работать на дому. Главное для него – подготовить комплект отчетности и отчитаться перед инспекторами в срок. С другой стороны, бухгалтеры многих малых московских фирм не могут похвастать размерами своих окладов. «Недавно я испытала настоящее потрясение, – делится опытом Ирина Голинская, главбух ЗАО “Номтан-К”. – Я работаю на бухгалтерской ниве уже много лет и всегда считала, что мне платят достойные деньги. Но недавно начальник моей подруги-главбуха уволил ее. Она нашла новое место, не связанное с бухгалтерией. Ее приняли менеджером в крупную компанию. Я была поражена, когда узнала, что она, не имея специальной управленческой квалификации, теперь зарабатывает в два раза больше меня! Притом что я несу весь груз материальной, административной и уголовной ответственности, от которого она теперь свободна. Недавно я написала заявление об увольнении. Ведь на мое требование повысить зарплату за “вредность” генеральный директор ответил отказом». На малых фирмах существуют проблемы и с перспективами карьерного роста. Действительно, выше главбуха только генеральный директор. Конечно, доходы счетного работника и его статус могут повыситься по мере роста и развития организации. Но сухая статистика свидетельствует: в первые два года существования большинство малых фирм разоряются. Выживает очень небольшой процент компаний, которые добиваются того, что могут финансировать свою деятельность примерно в одном и том же объеме опять-таки непродолжительное время. И лишь немногие из вновь образованных малых фирм динамично развиваются. Поскольку негативные факторы часто перевешивают позитивные, немногих главбухов малых фирм устраивает работа только в одной организации.

Что почем

Если руководитель не против того, чтобы вы подрабатывали в других фирмах или намерены начать карьеру «приходящего» главбуха с чистого листа, один из важных вопросов – в какую сумму оценить свои услуги. Если завысите цены, клиентов можно искать очень долго. Если занизите – ваши трудозатраты не будут окупаться, а работа «на износ» быстро надоест. «У меня есть четкий прейскурант, – рассказывает Алексей Орлов, бухгалтер нескольких московских фирм. – За сдачу пустой отчетности я прошу 100 долларов. Но только в том случае, если на фирме вообще не было операций. Если мне пришлось начислить, например, зарплату, пусть и одну «минималку», цена увеличится до 150 долларов. Причем такие суммы я запрашиваю, только если не сдаю отчетность лично – отправляю по почте или просто отдаю на фирму, чтобы ее сдал их курьер. За поездку в налоговую мои расценки составляют 50 долларов». «На этапе знакомства с директором фирмы торг неизбежен, – поведала нам Юлия Новожилова, главбух с 10-летним стажем. – Главное – не позволить “генеральному” занизить вашу самооценку. А он обязательно попытается это сделать, так как платить деньги никто не любит. Знайте, если вам предложили слишком мало, лучше сразу отказаться. Пусть директор ищет дешевую рабочую силу, но только не в вашем лице. Если вам предстоит полностью сдавать отчеты по сколь угодно малой компании, разумеется, без постоянного присутствия на фирме, «нижняя» цена за такую работу – 300 долларов в месяц. Если же организация ведет активную деятельность, просить надо значительно больше. Лично я меньше чем за 500 долларов ежемесячно не согласилась бы». «В “надомной” работе есть один очень важный момент, – заметила Ольга Марченко, главбух нескольких столичных организаций. – Еще на этапе собеседования с директором нужно донести до него факт, что баланс и налоговые декларации – одна работа, а подготовка кадровой и прочей документации фирмы – совершенно другая. Значит, и оплачиваться она должна отдельно. Недавно я проходила собеседование с начинающим бизнесменом. Договорились, пока операций на фирме мало, я буду вести бухучет за 300 долларов в месяц. Когда директор узнал, что за эти деньги я не собиралась готовить кадровую документацию, он пришел в недоумение. Но в итоге согласился на мои условия – у него на фирме не было сведущих в делопроизводстве сотрудников. Я запросила по доллару за один кадровый документ и прибавку за “оформление” зарплаты каждого сотрудника – расчет выплат, удержаний, налогов и подготовку платежных поручений. Ведь это работа не главбуха, а счетовода по зарплате и кадрам».

Больше – не меньше...

Очевидно, чем больше фирм может «вести» главбух-надомник, тем выше его доходы. «Сейчас я работаю на четыре фирмы, – рассказывает Михаил Аленушкин, бухгалтер нескольких московских компаний. – Разумеется, кручусь как белка в колесе, работа сильно изматывает. Немного отдохнуть удается только в перерывах между сдачей отчетов. Часто меня спрашивают, когда же я перестану быть трудоголиком и откажусь хотя бы от одной компании. Я на это отвечаю, что буду напряженно работать, пока хватит сил». Чтобы выяснить, как счетные работники справляются с нагрузкой на нескольких фирмах, мы побеседовали с директором департамента бухгалтерского учета московской компании «БухКонсульт» Ириной Красильниковой.

– Пожалуйста, расскажите вкратце, чем занимается ваш департамент.

– С радостью. Мы оказываем бухгалтерское сопровождение фирмам и предпринимателям. Спектр наших услуг очень широкий – от ведения бухгалтерского учета и налоговых регистров до сдачи отчетов в инспекцию и оформления внутренней документации фирмы.

– Каким образом у вас построена работа?

– У меня в подчинении десять сотрудников. Все они имеют опыт работы главными бухгалтерами на малых фирмах. Каждый из них обслуживает по несколько организаций.

– Если не секрет, сколько фирм в среднем под силу вести одному вашему сотруднику?

– Зависит от того, какие это организации. Если фирма или коммерсант занимаются специфической и активной деятельностью – это одни трудозатраты. А если это фирма-«пустышка» – совершенно другие. Средний показатель у нас – 5 компаний на одного бухгалтера. По нашему опыту, это количество оптимально. Если учетного работника «нагрузить» большим числом организаций, качество его работы упадет.

– Как вы считаете, опасна ли для вашего бизнеса конкуренция со стороны «надомников»?

– Действительно, конкуренция есть, но она в настоящее время не очень сильная. Дело в том, что подобные нам фирмы и «надомники» заняли разные ниши на рынке и мирно сосуществуют. Есть организации, для которых предпочтительнее обращаться к нам. А некоторым больше нравится общение с главбухом, работающим самостоятельно.

– Значит, ваши методы работы и «надомников» отличаются?

– Совершенно верно, и очень существенно. Во-первых, есть различия в ценообразовании. Стоимость базовых услуг у нас ниже, чем в среднем у «приходящих» бухгалтеров. Например, мы готовы работать с фирмой всего за 100 долларов в месяц. Но это начальная стоимость. За дополнительную работу мы взимаем плату. Так, к базовой цене добавляются проводки в учете, устные и письменные консультации и т. д. В итоге пакет наших услуг стоит примерно столько же, сколько и у «приходящих» бухгалтеров. «Надомники» же, как правило, работают по принципу «все включено». Во-вторых, мы гарантируем качество услуг тем, что наша ответственность застрахована. Резюмирую: к нам обращаются фирмы и коммерсанты, для которых важно страхование ответственности или объем операций у которых настолько мал, что «приходящему» главбуху в любом случае придется переплачивать. Последние, в свою очередь, «уводят» от нас клиентов, которые не решаются доверить свою бухгалтерию сторонней фирме. Такие организации, как правило, нанимают учетных работников из числа знакомых и по личным рекомендациям. Данил ПОПОВ
Журнал «Московский бухгалтер» 2005 г
www.berator.ru